• +7 (495) 966 08 09
  • Отправить вопрос
Фильтр
Логотип сайта

Зимняя консервация систем питьевого водоснабжения и охлаждения двигателей

к.т.н., акад. МАХ, Галкин М.Л.


Купить состав ХНТ для консервации



Осенью владельцы яхт и катеров сталкиваются с необходимостью консервации систем питьевого водоснабжения и охлаждения двигателя. Одним из распространенных «народных» способов является заправка системы водным раствором этанола (этилового спирта). Достоинством такого способа является, в первую очередь, его доступность. Недостатков много – пары спирта взрывоопасны даже при отрицательных температурах; водные растворы этилового спирта коррозионноактивны. Кроме того, свою роль может сыграть человеческий фактор.
Если весной вы получили токсическое отравление попив воду на собственной яхте, значит, для консервации на сервисной станции пользовались традиционными низкотемпературными жидкостями. Это связано с тем, что там, не подозревая об опасности, применили для консервации систем питьевой воды тосол, содержащий ядовитый этиленгликоль. Чтобы отравиться, не обязательно его пить: он впитывается через поры кожи или вдыхается и действует как сосудистый и протоплазматический яд, вызывая отек и некроз сосудов. Если тосол применялся в системе охлаждения двигателя, то следует знать, что при разгерметизации системы (в том числе, через уплотнения) он протекает наружу и испаряясь, выделяет ядовитые пары. Следует также отметить опасность этой жидкости для экологии -- значительные количества тосолов ежегодно выливаются из системы охлаждения двигателей судов в водоемы и отравляют их.

Снижение ущерба собственному здоровью и окружающей среде можно достигнуть путем замены хладоносителей (антифризов, тосолов и т.п.) на основе токсичного этиленгликоля на вещество, значительно менее токсичное – 1,2-пропиленгликоль, который является пищевой добавкой. Случайные протечки жидкости на его основе не представляют токсикологической и экологической опасности для человека и окружающей среды. Однако простые водные растворы пропиленгликоля коррозионно активны и способны за 3-5 сезонов вывести из строя систему охлаждения или водообеспечения на судне. Следовательно, пропиленгликоль должен содержать ингибиторы коррозии, которые, в свою очередь, зачастую токсичны.
Казалось бы, круг замкнулся. Однако в России производятся охлаждающие жидкости на основе пропиленгликоля серии ХНТ, сертифицированные для применения в системах кондиционирования и отопления зданий, в технологическом оборудовании пищевых производств и другом теплообменном оборудовании.
Диапазон рабочих температур ХНТ составляет от -40° С до +108° С и он не разрушает стенки оборудования охлаждаясь до -72° С. При полном испарении воды из состава хладоносителя ХНТ при последующем охлаждении он не затвердевает, в отличие от этиленгликоля (основы тосолов), который замерзает при - 13° С.

ХНТ содержит в своем составе сложный комплекс присадок, эффективно снижающих коррозию и растворение металлических и неметаллических конструкционных материалов, в том числе металлов, применяемых в системах водоснабжения, пенообразование, а также набухание и растворение резиновых уплотнителей. Есть в составе ХНТ и комплекс консервантов, препятствующих размножению микроорганизмов в системах водоснабжения. Теплофизические свойства ХНТ в температурном диапазоне эксплуатации и сертификаты размещены на www.splast.ru.

Хладоносители серии ХНТ изготавливаются по ТУ 2422-015-11490846-08, относятся к 4-му классу опасности (вещества малоопасные) по ГОСТ-12.1.007-76, не горючи, пожаро- и взрывобезопасны. Эти хладоносители с 2002 г. применяются ежегодно для консервации судов, в том числе яхт и катеров, сервисными службами компаний «Аврора Моторс», «Катер Сервис», «Алые Паруса», «Азимут», «Ультрамарин Сервис», «Док Сервис», «Катер Лайф», «Концепт Сервис» и др.

Зимняя консервация систем питьевого водоснабжения и охлаждения двигателей