Нормальное функционирование космического ядерного двигателя во многом обеспечивается благодаря специализированной промышленной системе охлаждения. В конце минувшего года успешно завершились лабораторные и стендовые испытания отечественной энергодвигательной установки на ядерном топливе. В частности, тестировалась работа охлаждающей станции в режиме интенсивных нагрузок.
По заявлениям специалистов НИИ имени Келдыша, непосредственно выполняющих разработку, удалось воссоздать условия, наиболее приближенные к естественным факторам открытого космоса. В ходе работ были испытаны опытные экземпляры капельных генераторов, узлов устройств для отбора проб, а также действующий макет излучающего холодильного агрегата.
Особенности новой установки
Применение ЯЭДУ позволит существенно расширить географию космических полетов. Передвижения на гигантские расстояния требуют генерации самых смелых и революционных идей, призванных создать эффективное охлаждение ракетных корпусов. Действительно, летательные аппараты нагреваются до рекордных сверхвысоких температур, которые должны снижаться посредством отвода излучений в окружающее пространство.
Обычной практикой на сегодняшний день является оборудование кораблей огромными и очень тяжелыми радиаторами в виде панелей. Их внутренние трубки содержат, непрерывно циркулирующий жидкостный теплоноситель. Но в силу крупных габаритов такие приспособления чрезвычайно чувствительны к действию метеоритных потоков.
Разработка российских ученых должна решить эту проблему раз и навсегда. Новейший холодильный излучатель капельной конструкции представляет собой некий аналог душа, распыляющего жидкостные теплоносители непосредственно в открытое пространство. После отдачи тепловой энергии капли носителя вылавливаются обратно при помощи заборного аппарата, и цикл повторяется по новой.
В итоге темпы охлаждения ощутимо ускоряются, а сама установка уменьшается в весе. К тому же, любые тела космического происхождения, включая мусорные объекты и метеориты, не способны навредить холодильной системе. Они просто проносятся сквозь сгусток капель, не задевая никаких элементов оборудования.
Напомним, что данная двигательная установка будет работать в составе транспортного модуля, запустить который в космос планируют в 2025 году. Проект обладает невероятным потенциалом, так как, позволит путешествовать в самые дальние уголки солнечной системы, и даже создавать межпланетные базы.