Отправить вопрос +7 (495) 966-08-09

Ваш город: Москва

x
  • Москва
  • Казань
  • Красноярск
  • Владивосток
  • Владимир
  • Калуга
  • Кемерово
  • Санкт-Петербург
  • Новосибирск
  • Омск
  • Пермь
  • Саратов

12.05.2014

Инновационные низкотоксичные антифризы для автомобильного транспорта

Версия для печати:PDFЗагрузить

Галкин М.Л.
технический директор
ООО «Спектропласт», кандидат технич. наук

Токсичные антифризы для автотранспорта оказывают негативное воздействие на природу и население в первую очередь в городах. В России разработаны технологии, позволяющие производить современные энергосберегающие низкотоксичные антифризы, соответствующие мировым стандартам. Авторы предлагают инновационную разработку - экологичные антифризы для автотранспорта.

Химическая и экологическая безопасность населения отдельных регионов и страны в целом является важной составной частью национальной безопасности России. Она изложена в разработанной Правительством и утвержденной Президентом РФ стратегии «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». Решение вопросов по экологической безопасности в Европе регулируется и осуществляется в рамках Шестой программы действий ЕС от 22.07.2002 года в области окружающей среды и ее дополнений, а также в соответствии с регламентами ЕС REACH и CLP.
Опыт применения данных документов в Европе учитывается в России при разработке технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции». Следует отметить, что все инициативы в области улучшения экологии являются частью успешного бизнеса развитых стран мира, и в особенности Европы. В России они сталкиваются с отсутствием реального интереса со стороны крупного сырьевого бизнеса и, как следствие, по данным Фонда дикой природы, наша страна находится в тройке аутсайдеров рейтинга государств, в которых эффективнее всего инвестировать в «зеленый» бизнес. Уровень химической и биологической безопасности и экологии любой страны мира во многом определяется состоянием химической и биотехнологической отраслей промышленного комплекса. Он подразумевает реконструкцию, модернизацию существующих предприятий и создание новых высокотехнологичных инновационных производств. Именно в последнем сегменте в России успешно работает научно-производственная компания ООО «Спектропласт».

Справедливо считается, что основным фактором отрицательного воздействия на экологию со стороны автомобильного транспорта являются вредные выбросы продуктов сгорания топлива. Эта проблема успешно решается в развитых странах мира, особенно в Европе, путем введения жестких ограничений по нормам выбро- сов. В настоящее время это нормы «Евро-4» и «Евро-5», в то время как Россия может обеспечить только нормы «Евро-3» и частично «Евро-4».

Вместе с тем не все знают, что наряду со снижением токсичности отработавших газов важным компонентом экологической безопасности автотранспортной техники, особенно в мегаполисах, является качество охлаждающих жидкостей (ОЖ) – антифризов, которые в суммарно больших количествах используются в двигателях при экс- плуатации транспорта. В России осуществляется массовое потребление антифризов, произведенных на основе ядовитого и экологически опасного моноэтиленгликоля (МЭГ). По данным специалистов, общее потребление ОЖ в нашей стране составляет до 270 тыс. тонн ежегодно, в т. ч. ОЖ отечественного производства около 180 тыс. тонн, из которых большая часть – антифризы, произведенные на основе МЭГа. Отсутствие единого государственного контроля не позволяет обеспечить хорошее качество отечественных антифризов, кроме того, ГОСТ 28084-89, в соответствии с требованиями которого они выпускаются, не регламентирует условия производства и химический состав ОЖ. В итоге при выпуске отечественных антифризов отмечаются массовые нарушения ТУ и несоответствия заявленным техническим характеристикам. Как следствие, их использование нередко приводит к сильному износу двигателя и его системы охлаждения из-за плохого теплосъема, накипных отложений, коррозии, кавитации и т. д. Регулярные протечки и регламентная замена антифризов без надлежащей утилизации или регенерации повышают экологическую опасность для населения и окружающей среды.

Широко используемые в настоящее время для охлаждения двигателей антифризы на основе этиленгликоля являются экологически опасными жидкостями. Этиленгликоль – высокотоксичное вещество, испарения которого чрезвычайно вредны для человека (ПДК в воздухе рабочей зоны составляет 5 мг/м3). Он действует на центральную нервную систему и почки как сосудистый и протоплазматический яд, вызывающий отек и некроз сосудов. Токсичность антифриза определяется средней летальной дозой (DL 50), т. е. дозой, при которой погибают 50% подопытных животных. Средняя летальная доза для этиленгликоля (основы большинства антифризов) составляет DL 50=5 г/кг.

Важно отметить, что внимание, уделяемое экологической безопасности автотранспорта, прежде всего касается городского общественного транспорта, существенная доля которого в мегаполисах представлена автобусами. Только в Москве ежедневно в рейс выезжают более 6000 автобусов. Согласно статистическим данным, за год в каждый автобус взамен пролитого и испарившегося антифриза доливается от 300 до 900 л нового!

Антифриз Спектроген В связи с этим, на наш взгляд, особого внимания заслуживают выпускаемые в России малотоксичные низковязкие антифризы типа Spektrogen S-LV, предназначенные для заправки систем охлаждения отечественных и импортных бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания, взамен традиционных, ядовитых для человека и вредных для окружающей среды антифризов на основе МЭГа. Антифриз Spektrogen S-LV изготавливается на основе 1,2-пропиленгликоля (пищевая добавка Е-1520), что обеспечивает его низкую токсичность и высокую экологическую безопасность (ПДК в воздухе рабочей зоны не установлен в связи с низкой летучестью и слабой токсичностью). Средняя летальная доза низкотоксичного антифриза Spektrogen S-LV составляет более DL 50=32 г/кг. Хорошие смазывающие свойства антифриза обеспечивают эффективное распределение и отбор тепла от работающего двигателя, а также низкий износ его деталей (как показали результаты опытной эксплуатации ЛиАЗ-5256 и Икарус-280, проведенные в 2012–2013 гг.). Использование в подобных антифризах гибридного комплекса присадок обеспечивает надежную защиту от коррозии и кавитации компонентов системы охлаждения, предотвращает образование накипи и отложений в каналах контура охлаждения в соответствии с ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие».



stat_05_14.jpg

Антифризы марки Spektrogen S-LV производятся в России в промышленных масштабах по ТУ 2422-026-11490846-12. Они негорючи и невзрывоопасны, по ГОСТ 19433-88 соответствуют классу опасности 9 (подкласс 9.2.1.), также соответствуют санитарно-эпидемиологическим стандартам (свидетельство № RU.40.01.05.015. E.0016.98.03.12 о государственной регистрации). Антифризы Spektrogen S-LV сохраняют рабочие свойства от +118 до –65 °С и рассчитаны на срок эксплуатации 5 лет, или 250000 км пробега техники.

Основным отличием Spektrogen S-LV от распространенных антифризов на основе этиленгликоля является низкая токсичность, обеспечиваемая заменой этиленгликоля на пропиленгликоль. Вязкость антифриза Spektrogen S-LV снижена более чем на 20% при температуре –40 °С за счет введения запатентованных присадок на основе поверхностно-активных веществ, что позволяет с успехом использовать его вместо общепринятых антифризов G11, G12 и G12+, производимых на основе этиленгликоля. Выпускаемый ассортимент (табл.) позволяет подобрать оптимальную для региона и времени года марку антифриза Spektrogen S-LV.

table05_14.jpg

Антифризы Spektrogen S-LV изготавливаются с добавлением высокоэффективного комплекса присадок, обеспечивающих защиту системы от замерзания, перегрева, коррозии, кавитации, накипных отложений в каналах охлаждения двигателей, не вызывают набухания и растворения резины и соответствуют санитарно-эпидемиологическим стандартам. Хорошие смазывающие свойства антифризов Spektrogen S-LV обеспечивают более эффективное распределение тепла по системе и соответственно снижают износ деталей двигателя.

Выводы

Применение современных энергосберегающих низкотоксичных антифризов в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания позволяет:
– снизить выбросы загрязняющих веществ и уменьшить негативное воздействие на экологию;
– продлить в 1,5–2 раза срок работы циркуляционных насосов (помпы);
– уменьшить до 15% материалоемкость на стороне энергопотребителей: площадь теплообменного оборудования (радиаторов, воздухоохладителей, трубопроводов и т. д.);
– повысить эффективность прогрева салона.

ЛИТЕРАТУРА
1. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 01.11.2013, № Пр-2573 [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс: официал. сайт.– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154162.
2. ООО «Спектропласт»: официал. сайт компании [Электронный ресурс].– Режим доступа: www.splast.ru.
3. Галкин М. Л. Инновационные энергоэффективные антифризы для автомобильного транспорта /М. Л. Галкин, А. М. Рукавишников //Автомобильный транспорт.– 2013.– № 12.– С. 24–25.
4. Шефтель В. О. Полимерные материалы (токсические свойства). Справочник. Л.: Химия, 1982. – 232 с.